Главная » 2013 » Март » 7 » Хикмет гаджи-заде
|
|
|
Хикмет гаджи-заде
Окончание. Начало в частях 1, 2.
Примечательно, что, по жалобам некоторых религиозных активистов, послед¬ние репрессии так и не встретили должного осуждения со стороны демократического сообщества Азербайджана: демократы были в растерянности от религиозного экстремизма. В стране, как и во всем мире, распространялась исламофобия, и о защите прав верующих уже мало кто хотел слушать.
ИСЛАМОФОБИЯ
Преследование конституционных прав верующих - незаконно, недемократично и лишь увеличивает нестабильность в обществе. Однако вся проблема тут не только в репрессиях. Глубокая проблема заключена в противоречии республиканских ценностей тем ценностям, что пропове¬дуют «исламисты» - политические исламские активисты. И, что самое печальное, мы не видим никакого противодействия экстремистам со стороны тех, кого в обществе считают умеренными мусульманами или мусульманскими демократами. К большому сожалению, мусульманские демократы молчат, когда экстремисты угрожают или убивают своих оппонентов.
Даже сегодня, находясь под репрессиями нынешнего режима, политические ислами¬сты наводят страх на общество: скандалы с газетами, угрозы по телефону, убийство, из¬гнание из страны. Люди стали боятся открыто высказывать свое отношение к религии. В одном из ВУЗов студенты пожаловались декану на студента, который заявил, что он – атеист.
А что же будет, думает общество, если исламисты избавятся от пресса этого авторитарного режима? И вот, что думают теперь некоторые – лучше пусть исламисты находятся в репресси¬рованном состоянии, а если при этом будет репрессировано и все наше общество, то мы готовы это терпеть, лишь бы не пришли «талибаны».
Радикальными исламистами открыто провозглашается цель на строительство исламского государства, основанного на Шариате. Однако всем нам надо понять и признать, что принципы Шариата противоречат республиканской идее о том, что все люди рождаются свободными и наделены достоинством, и все они равны перед законом. И, что у человека есть неотъемлемые права, которые не могут быть отняты не государством, ни обществом, ни уммой. В то время, как в Шариате – мусульмане имеют больше прав чем не мусульмане, мужчины - больше прав, чем женщины, можно бить жен, убить человека за выход из ислама, убить его за оскорбление исламских ценностей.
Разгон акции протеста исламистов в Баку А когда в ходе диалога указываешь исламистам на это, то они говорят, что бить женщин можно, но не сильно и т.д.! А как же тут быть с человеческим достоинством женщины? Это, по-видимому, у них не обсуждается. Женщина должна бы счастлива, что ее бьют – значит о ней заботятся.
Религиозные радикалы правят бал, а мусульманские демократы молчат. На смерть журналиста Рафика Таги мы не услышали ни одного официального протеста со стороны многочисленных групп мусульманских активистов, за исключением одного. Самым мужественным оказался известный исламский демократ Ильгара Ибрахимоглу (Имам-джамаат общины Джума-мечети), который в своем интервью газете «Bizim Yol» сказал, что «Это убийство – преступление против человечности, государственности и Ислама». И, раз подавляющее большинство мусульманских организаций молчат, то в общественном сознании радикальные и умеренные мусульмане объединяется в единое целое. Люди начали думать, что между ними нет никакой разницы – просто радикалы откровеннее, искреннее.
Разгон акции протеста исламистов в Баку …Ну и, конечно, непрекращающиеся теракты по всему миру. Взрываются не только израильские оккупанты или их союзники. Мы видим, как все исламисты взрывают всех! Сунниты – шиитов, шииты – суфиев, а ваххабиты взрывают всех подряд.
Чего же думать обществу? Что будет делать радикальный исламист в парламенте? Так, в стране и развивается исламофобия.
И это фобия распространяется не только у нас. В 2010 году мы стали свидетелями, как по всему демократическому миру прокатилась волна против мультикультурализма. Хиджаб там теперь рассматривается как фактор, спо¬собствующий развитию экстремизма и нетерпимости начиная с семейного уровня.
Религиозные активисты повсюду с негодованием протестуют, против антиисламских законодательных актов, принимаемых в Европе и у нас в стране. Однако такими протестами исламофобию не остановить; она прекратиться лишь, когда умеренные религиозные активисты недвусмысленно выступят против исламских экстремистов; когда мусульмане смогут, соединить религию со свободой. Соединить религию с республиканскими ценностями. Соединить религию с терпимостью.
Задержанный во время акции протеста против запрета на хиджаб в школах Хотелось бы обсудить все это с каким-либо авторитетным мусульманским советом, но такого совета нет! Ибо, Исламе нет некоего органа типа Римской католической церкви с папой во главе, который смог бы провести демократические реформы в жизнь. Каждый тут может заявить, что сам будет разговаривать с Аллахом – без посредников.
Нам только остается ждать и верить, что когда-нибудь появиться мужественная и авторитетная община умеренных мусульман-демократов, которая открыто признала бы равенство прав человека, смогла бы осудить религиозный экстремизм и отказаться следовать средневековым Шариатским нормам.
ВЫВОДЫ
Как видно, проблема свободы слова не cтолько юридическая, сколько ментальная, ибо, в конце концов не закон на бумаге, а общество и судьи определяют, за какие слова следует наказать человека, а что и можно стерпеть. И здесь наше интеллектуальное сообщество и либеральные демократы должны приложить серьезные и настойчивые усилия, для разъяснения гражданам необходимости примирения с некоторыми необычными требованиями в области свободы слова.
Исследования и оценки FAR CENTRE позволяют нам заключить, что в Азербайджане пока нет влиятельной исламской политической организации и, конечно же, нет вероятности установления исламского режима.
Один из плакатов на демонстрации протеста исламистов в Баку, 5 октября 2012 Однако отдельные небольшие экстремистские религиозные группы могут пытаться путем террористических актов дестабилизировать обстановку в стране.
Правительство пытается бороться с «исламской угрозой» лишь путем репрессий и установления жесткого контроля над религиозной сферой, – такая стратегия успеха не приносит и не может принести. Тут нужно легитимное демократическое правительство и широкий диалог с религиозными общинами.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Главенствующее сейчас в стране секулярное движение должно отказаться от подозрительного отношения к религиозному сообществу и соблюдать права человека на вероисповедание.
- Религиозное сообщество должно найти в себе силы принять – «Декларацию прав человека ООН» и Конституцию республики, главным принципом которых является идея о том, что все люди рождаются равными, они наделены достоинством и равны перед законом.
- Умеренные и истинные мусульмане должны активно и открыто протестовать против насилия и экстремизма, совершаемого другими мусульманами, используя религиозные аргументы, имеющиеся в Коране в достаточном количестве.
- Исчезнувшая ныне из медиа пропаганда рационализма и науки должна быть возвращена на прежний уровень, не то у нас астрология стала заменять астрономию.
- Обществу в целом необходимо открытое, искреннее, а возможно и нелицеприятное обсуждение проблем Ислама в демократическом государстве; все должно начаться именно с такого обсуждения.
Статья впервые опубликована на азербайджанском языке в сборнике “Trkiy v Azrbaycanda Demokratiya v ikitrfli mnsibtlr”, Milli v Beynalxalq aradrmalar mrkzi (MBAM), 2012, и отражает точку зрения автора С самого начального период азербайджанской независимости в религиозной сфере наметились две основные проблемы: проблема свободы вероисповедания и проблема религиозного экстремизма.
И, к сожалению, сегодня проблема религиозного экстремизма стала одной из главных проблем нашего общества. Убийства и устрашение своих оппонентов, организованная террористическая деятельность, отсутствие хоть какой-либо терпимости к оппонентам, нежелание вступать в диалог – вот что характеризует сегодня активность религиозных экстремистов в стране. И даже, обсуждать эти проблемы становится опасным – экстремисты сразу же могут объявить вас врагом Ислама с губительными для вас последствиями…
О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Роль ислама в борьбе с колониализмом и деспотией – явление, хорошо изученное и всячески приветствуемое со стороны мирового демократического сообщества. Но о коренном противоречии традиционных исламских ценностей идеям Прав человека, всегда говорилось мало и в полголоса, вероятно из-за политической корректности, так сказать, «из боязни обидеть мусульман». Я, все же, попытаюсь описать эти противоречия, наблюдающиеся в Азербайджане…
После развала коммунистической системы религия стала возвращаться и вскоре заняла почетное место в обществе, однако политический ислам преследовался с самого начала и по сей день.
При президенте Абульфасе Эльчибее мечети были переданы верующим, независимые религиозные общины были зарегистрирована, была также зарегистрирована Исламская партия Азербайджана. Однако из опасения перед распространением идей Иранской Исламской революции в стране был принят закон, запрещающий религиозным лидерам избираться в парламент.
Гейдар Алиев начал репрессии против исламских политических активистов: запретил Исламскую партию и арестовал ее лидеров.
Ильхаму Алиеву пришлось уже столкнуться с вооруженными экстремистами, и в этот период любая неконтролируемая религиозная активность исламская или христианская начала преследоваться. Для пресечения террористической деятельности в апреле 2011 года правительством была проведена широкомасштабная полицейская операция в городах Баку, Гяндже, Сумгайыте, Гахском, Загатальском, Шекинском, Гусарском, Абшеронском и Хачмазском районах страны.
Однако, под предлогом борьбы с религиозным терроризмом в стране стали преследоваться не только Исламская партия Азербайджана. Даже исламские демократы в лице общины Мечети Джума и даже те верующие, которые не вообще претендуют на общественное влияние. Введена цензура на религиозную литературу; религиозные общины стали лишаться регистрации; обученным за рубежом религиозным лидерам запрещена деятельность в мечетях. Появилась большая проблема с хиджабом в школах и вузах (в 2010 году), вызвавшая сильные протесты верующих.
Мечеть Абу-Бекр в Баку, 18 августа 2008 Независимые религиозные общины закрываются, религиозная литература подвергается жесткой цензуре; несмотря на протесты верующих в Баку было закрыты мечети «Абу-Бекр», «Шехидляр» и временно были приостановлено посещение мечетей «Илахиййат» и «Фатимеи-Захра». Еще несколько мечетей были снесены как «незаконные строения. И все это, было произведено без какого-либо общественного обсуждения и переговоров с религиозным сообществом.
Все эти акции нарушают права граждан и не приносят результатов. А ведь можно было бы установить диалог с верующими гражданами страны и обсудить, например, вопросы хиджаба в школах и вузах, вопросы фотографий в хиджабах для паспорта и многое другое. Все это помогло бы снять напряжение в обществе и удовлетворить религиозные права и потребности граждан.
В наших госучреждениях теперь запретили выставлять Коран и религиозную символику. А вот в США – это разрешено и мусульмане США могут на рабочем месте выставлять Коран. При этом борьба с религиозным экстремизмом идет в США весьма эффективно, сравнивать с Азербайджаном не приходится.
Всего за последние 15 лет 3 000 человек были осуждены по религиозным мотивам.
В марте 2011 г. неправительственная организация «Правозащитный Центр Азербайджана» (председатель Эльдар Зейналов), распространил список из 220 осужденных за последние 6 лет религиозных экстремистов из различных групп, как шиитского, так и ваххабитского толка.
Для борьбы с распространением религиозного экстремизма правительство применяло старый проверенный способ: усиление контроля, репрессии и превентивные репрессии. О просвещении, установлении диалога с этими людьми, обсуждении их проблем даже не вспоминалось.
(Продолжение следует) С сожалением приходится отмечать, что проблемы Азербайджана и Турции в области свободы самовыражения – свободы слова и свободы вероисповедания – все еще остаются актуальными. И, хотя для наших стран они носят порой различный характер, но все же общие моменты в этих проблемах отчетливо проглядываются. В обеих наших странах журналисты все еще преследуются государством и обществом за свою профессиональную деятельность. В наших странах журналисты все еще сидят по тюрьмам. В наших странах все еще применяются архаичные законы об оскорблении лидеров этих стран или оскорблении нации, а диффамация рассматривается, как криминальное преступление. В наших странах религия находится под государственной цензурой, а за выступление против религии человек может быть репрессирован со стороны общественных сил или даже убит. И проблемы эти пока решения не находят, а лишь усугубляются. Но мы хотя бы попытаемся открыто указать на наличие этих проблем, ибо я опасаюсь, что если дела и дальше так пойдут, то скоро мы лишимся и этой возможности. *** Можно разделить проблемы свободы слова и прессы в этих странах на две части: «политическую» и «ментальную». Под «политической» проблемой я имею в виду проблемы, возникающие при использовании свободы слова, например, в борьбе за демократию и справедливость, – в политическом или общественном процессе, скажем, при опубликовании разоблачительных материалов, проведении журналистских расследований, публикации неких радикальных обращений к обществу, или призывы к пересмотру устоявшихся в обществе стереотипов и т.д. «Ментальная» часть проблемы свободы слова – это оскорбления чести и достоинства личности, оскорбление чувств верующих сатирой на некие национальные святыни, а также, вмешательство в личную и семейную жизнь граждан. Сегодня всё вышеперечисленное трактуется в законодательстве наших стран и в общественном мнении совсем по-другому, чем в современных демократических странах. «Ментальное» ограничение свободы слова у нас опирается на национальный традиции, хорошо отраженные в известной пословице: «Рана нанесенная кинжалом может зажить, а рана нанесенная словом не заживает» (азерб. - Xncr yaras saalar, sz yaras saalmaz). В то время, как Европейский юридический стандарт совсем другой и он хорошо иллюстрируется английской пословицей «Меня словам не проймешь, лишь бы палкой не огрели» (англ. - Sticks and stones may break my bones but words will never hurt me). В ходе ХХ века в демократических обществах выработалось еще несколько правил в области свободы самовыражения, которые могли бы показаться нам странными или неприемлемыми, например: - В публичных дискуссиях к нарушениям этических норм суды стали относится терпимее; Верховные Суды решили, что демократия не может жить без дискуссии, а дискуссия редко обходится без нарушения этики. И лучше пусть люди ругаются в дебатах, чем молчат. - Ставить под сомнение или, даже оскорблять национальные святыни и национальных святых (например, президентов), отказываться произносить клятву на верность родине или сжигать ее флаг не стало рассматриваться как национальное предательство. - Оскорбить представителя власти, скажем президента или любую публичную фигуру по закону стало легче, чем оскорбить простого гражданина. - Личная жизнь знаменитостей не так уж и сильно или почти не защищается законом. - За раскрытие государственной тайны должны нести ответственность чиновники, которым поручено эту тайну охранять, а не журналисты, которые ее опубликовали. Все вышеперечисленные законы были приняты для того, чтобы уберечь общественное обсуждение от давления всесильных политических и экономических фараонов; чтобы уравнять в дискуссии реальные возможности фараона и простого гражданина, который требует у него отчет; чтобы над властью постоянно осуществлялся общественный контроль, без которого правовое государство существовать не может. Все эти великие завоевания демократических обществ в борьбе с авторитаризмом в душе каждого человека дались большой кровью, но цель была достигнута! Авторитаризм был побежден и не может больше вернуться в эти общества. И как бы необычным и оскорбительным не показались вышеперечисленные правила, демократы в Турции и Азербайджане должны найти в себе силы приять их и провести в жизнь. Тогда и мы сможем говорить что мы – свободные страны. Эти правила не только защищают человека от сильных мира сего, но они также и укрепляют страну в целом. Такая свобода слова не вредит стабильности в стране, наоборот, она есть одна из основ национальной безопасности. НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ СВОБОДЫ СЛОВА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ Печатные средства масосовой информации и литература в нашей стране была свободной очень короткие периоды: в средневековье – вспомним казненного Насими и других религиозных диссидентов; царская цензура; советский период – самиздат; подпольная литература - время борьбы за независимость нашей страны - 1988-1992 – самый свободный период для нашей печати; военная цензура – 1992-1993; политическая цензура и борьба за отмену цензуры 1993-1996; отмена цензуры – 1998; судебные уголовные преследования - 1996-2012. Внесудебные преследования: убийства, избиения и аресты журналистов (Эльмар Гусейнов, Бахеддин Хазиев, интернет-блогеры) Сегодня в Турции и Азербайджане все еще существуют репрессивные законы об оскорблении нации и президента и уголовное преследование за диффамацию - 70 журналистов сидят в турецких тюрьмах. По данным азербайджанского Института прав медиа, в стране находятся в тюрьмах 6 журналистов (Аваз Зейналлы, Айдын Джаниев, Рамин Байрамов, Анар Байрамлы, Вугар Гонагов, Заур Гулиев). Только в 2011 году физическому и серьезному психологическому давлению 92 раза подверглись 72 журналиста. В первом квартале 2012 года таких фактов отмечается уже около 30-и. (продолжение следует)
|
|
|
Просмотров: 370 |
Добавил: lisdaw
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Статистика |
![](/stat/1738926848)
Онлайн всего: 4 Гостей: 4 Пользователей: 0 |
|